Охрана образовательных учреждений
Деятельность образовательной организации неизменно влечет за собой высокие риски, обусловленные значительным скоплением людей, большинство из которых ввиду возрастного фактора не владеют должными компетенциями по обеспечению безопасности, а также необходимостью выполнения ряда технологических процессов.
Охрана школы
Это широкий и высоко востребованный комплекс действий организационного, контролирующего и практического характера, направленный на сохранение здоровья и жизни участников образовательного процесса и посетителей, сохранения материальных ценностей, атмосферы сотрудничества и эмоционального благополучия
В перечень охранных систем, призванных обеспечить безопасность образовательной организации, целесообразно включать: школьную службу физической охраны; технические охранные системы (охранного освещения, видеонаблюдения, пожаротушения); комбинированную систему контроля и управления доступом.
Организация охраны школы является базовой обязанностью администрации, и реализация данной функции контролируется представителями проверяющих органов. К сожалению, в последние годы неуклонно растет количество прецедентов, характеризующихся высокой степенью опасности для детей и сотрудников ОУ, в т.ч. с летальными исходами, что подтверждает необходимость актуализации знаний по данному вопросу.
Главными проблемами, препятствующими образцовой организации охранной системы в российских школах, пока остается отсутствие строгих постановлений и недостаточность финансирования. Вместе с тем, в условиях сохранения высокого риска террористических угроз, проявления агрессии несовершеннолетних по отношению к окружающим посредством применения оружия, руководителям ОУ крайне важно найти организационные и финансовые ресурсы, позволяющие защитить здоровье и жизнь участников учебного процесса, по возможности — с привлечением государственных и спонсорских денег, организации активного взаимодействия с родительской общественностью.
Организация физической охраны образовательной организации
В условиях необходимости жесткого пропускного контроля, реализации комплекса защитных мер организация охраны образовательной организации силами специального ведомства является эффективным организационным решением. В соответствии с актуальными нормативными актами руководитель имеет право обеспечить физическую охрану учреждения с помощью штатных сотрудников или работников стороннего ведомства, с которым заключается договор о предоставлении услуг, но актуальные статистические данные, представленные Минтруда, свидетельствуют, что около 78 % российских школ охраняют пенсионеры, не имеющие специального образования, как следствие — не способные защитить детей и педагогов от реальной опасности. В перечень должностных обязанностей работников охранной службы ОУ входят следующие действия: Обеспечение соблюдение правил контрольно-пропускного режима: школьники, учителя и другие сотрудники организации допускаются в здание после предъявления пропуска, посетители — после проверки документов, подтверждающих личность, и фиксации соответствующих данных в журнале посещений. Осмотр личного имущества участников образовательного процесса, содержания возимых грузов. Защита здания школы и пришкольной территории от несанкционированного проникновения. Контроль состояния замков и запорных конструкций на дверях, въездных и запасных воротах, оценка состояния эвакуационных путей, коммуникационных узлов, школьной автостоянки.
Использование дополнительного оборудования для обеспечения охраны школы
Применение технических охранных систем предусмотрено нормативными актами, но их использование пока не является обязательным. Вместе с тем эффективная организация охраны образовательной организации не может быть реализована в полной мере в отсутствие вспомогательных средств ввиду ограниченности возможностей персонала независимо от квалификации и нецелесообразности найма большого числа охранников. При подборе охранных систем руководителю ОУ важно обратить внимание на ряд параметров (целесообразно привлечь к выбору специалиста, ответственного за школьную безопасность, или независимого эксперта), а именно учитывать при подборе: Категорию угрозы, присвоенную школе уполномоченной комиссией по результатам обследования объекта на предмет антитеррористической защищенности, анализа его технических и функциональных характеристик, реализуемых мер безопасности, а также с учетом ситуации в регионе. Численность участников образовательного процесса, в т.ч. в отдельно взятом помещении. Конструктивных особенностей здания, представленных в проектной документации.
Защита здания и территории — важная составляющая системы охраны школы
Сложность организации охраны образовательной организации и ее эффективность во многом зависят от стартовых показателей безопасности здания и пришкольной территории, обеспечение которых предусмотрено действующими санитарными нормами. В условиях качественно оборудованного и обустроенного периметра, должного уровня освещенности и комплектации входных дверей защитными механизмами уполномоченные сотрудники смогут оперативно реагировать на возникающие опасности и быстро устранять их, препятствуя возникновению внештатных ситуаций в любое время суток. Если финансовые возможности школы ограничены, проводить работы по повышению безопасности и благоустройству стоит систематически и последовательно — в ходе планового ремонта или реконструкции.
Локальные акты и документы, регламентирующие порядок организации охраны в школе
Реализация комплекса мер по усилению защиты и обеспечению эффективной охраны образовательных организаций будет являться неполной без разработки, утверждения и выдачи сотрудникам для ознакомления под роспись ряда локальных актов, к числу которых относятся следующие: Приказ о введении пропускного и внутриобъектового режимов. Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах, определяющее порядок предоставления доступа в здание и на территорию, список ограничительных мер и ведение разъяснительной работы с нарушителями. Список должностных лиц, имеющих право прохода в здание школы. Список работников, имеющих право выдавать пропуска, с образами их подписей и определением уровня ответственности. Порядок выдачи и хранения пропусков учащимися и сотрудниками. График работы школы. График вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории. Журналы регистрации автотранспорта, учета посетителей. Журнал учета материальных ценностей. Стратегически важным документом, отражающий эффективность охраны школы, является паспорт безопасности учреждения, разработка которого только после определения категории опасности школы. Директор уполномочен назначить сотрудника для заполнения формы паспорта, после — согласовать информацию с представителями госорганов и утвердить документ, который должен храниться в кабинете директора или архиве. Выкладывать документ в публичный доступ (размещать на стенде, публиковать на сайте ОУ) запрещено — это будет расценено как прямая угроза безопасности организации. В паспорте безопасности школы необходимо представить полную информацию об образовательной организации: полное наименование, адрес, контактные данные, основной вид деятельности, личные данные о руководителе и правообладателе, режим работы, количество обучающихся и сотрудниках, данные об арендаторах помещений (если такие имеются), перечень потенциально опасных объектов и участков (главный распределительный щит, тепловой пункт, химическая и физическая лаборатории, кабинет информатики). Дополнительно, по результатам проведения аналитической работы, указывают места возможного проникновения на территорию контактным, бесконтактным и дистанционным способом, а также разрабатывают прогноз последствий в случае совершения террористической атаки. При условии, что паспорт безопасности школы будет составлен с учетом всех ключевых факторов, указанных в форме-ориентире, без формализма, он может стать ключевой разработкой, определяющем порядок реализации охранных мер и пути оптимизации по защите образовательной организации в будущем.
с 09-00 до 17-00 пн.-пт.
с 09-00 до 17-00 пн.-пт.